Мой сайтВоскресенье, 19.05.2024, 09:06

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Июнь » 14 » Владимир монахов олег романов написал о викторе сербском. Юрий Самсонов - случайная встреча
09:14

Владимир монахов олег романов написал о викторе сербском. Юрий Самсонов - случайная встреча





владимир монахов олег романов написал о викторе сербском

самсонов

С Юрием Самсоновым (Иркутск) я встречался однажды в Братске.Он с бригадой писателей приехал на встречи с читателями. На эти встречи в рабочие будни,но в обеденный перерыв, собирали принудительно,и наша редакция попала под этот распорядок. Запомнилось одно- Самсонов рассказывал о новом романе,где герои создали вечные предметы быта, тем самым добившись великой экономии земного ресурса. Правда, мы поставили под сомнение такой вариант экономики,поскольку смертные пока не могут создавать бессмертное.Поспорили,но каждый остался при своих заблуждениях.Самсонов был нам интересен,как жертва партийной системы, он опубликовал роман "Сказка о Тройке" братьев Стругацких в Иркутске.Так об этом сегодня пишут в биографии Самсонова:

"Еще более трагична литературная судьба повести братьев Стругацких «Сказка о Тройке», которая после публикации на страницах «Ангары» увидела свет лишь в конце 1980-х. Бюро Ирк. ОК КПСС приняло специальное постановление по альманаху, были сняты с работы главный редактор Ю. С. Самсонов, главный редактор Восточно-Сибирского издательства В. Г. Фридман, получил партвзыскание ответственный секретарь Иркутской писательской организации М. Д. Сергеев".

А тут Олег Романов из Ташенки прислал мне заметки о Ю.Самсонове,которые я предлагаю вниманию читателей блога.

Я очень долго искал его книгу в Касимове. В центральной библиотеке имени Л.А.Малюгина ее в фондах не обнаружилось. Сотрудницы порекомендовали мне обратиться в детскую библиотеку. Здесь в читальном зале под честное слово и удостоверение члена РСПЛ, мне выдали единственный экземпляр повести Юрия Самсонова «Путешествие за семь порогов», Издательство «Детская литература» 1969г.

Из предисловия писателя и драматурга Бориса Костюковского, знаю написавшего книгу «Сибиряки» и много других, я узнал немного об авторе, до сей поры, признаюсь честно, мне незнакомого. Выяснилось, что Юрий Степанович, на момент выхода книжки в свет, жил в г. Иркутске. Что он коренной сибиряк. Окончил Иркутский педагогический институт, строил Братскую ГЭС. И лишь в купленной недавно «Большой русской биографической энциклопедии» («Золотой софт», Выпуск-52) наши биографии оказались по соседству! Оказывается, его, Юрия, сняли с редакторов альманаха «Ангара» за публикацию «Сказки о Тройке» А. и Б. Стругацких именно в 1969г. До этого дня и часа я был лишь шапочно знаком с В.П. Астафьевым, который исполнил в документальном фильме «Русский крест» (демонстрировавшемся по РТР) песню «Самодурка» (редактора безжалостно вычеркивают это слово) моего деда Ф.П.Романова («Ты не пой, не свищи по утрам соловей…»). Виктор Петрович передал ее Никите Михалкову, и она звучит в фильме «Утомленные солнцем-2»! Свои книги мне дарил Владимир Монахов (г.Братск), публиковавший меня в своей газете «СТИХобразие» №9. Это такая «Литературная газета Владимира Монахова. Братскрай. ХХ век. Прочти, распечатай и передай другому».

Мои книжки хранятся в поэтической библиотеке Виктора Сербского. Я, как и он – пишу палиндромные стихи, которые публиковал в свое время и в посёлке Чаны (Новосибирская область) мой издатель, поэт, прозаик Геннадий Бодров, писавший для братьев Заволокиных…. Вот, пожалуй, и все знакомые мне сибиряки.

И вот новое открытие Сибири! Признаюсь сразу, что от текста я не мог оторваться сутки, а потом с месяц переваривал его в себе и разбирал по косточкам. Потом пришлось перечитать еще раз, чтобы взяться за перо.

Да, я соглашусь с автором предисловия, (только не надо думать, что я читаю лишь их как безответственные рецензенты), что это очень увлекательная история одного мальчика Гриньки (имя «бодрствующий», словно Акакий у Гоголя, подобрано, верно!) и его собачки Карата. Да это путешествие-приключение. Но не трудно понять, что писатель-сибиряк здесь не столько выдумывает, сколько рассказывает о хорошо известной ему автору текста, жизни в г. Братске, хотя имя у него в книге другое – Светлогорск (теперь такой город на карте Беларуси). И, закрыв последнюю страницу, я верю, что в книге действительно те люди, кто строил Братскую ГЭС и ЛЭП.

Уже с первых строк, где необычное слово Дондугон, ладно скроенное повествование, привораживая читателя, зовет его в дорогу. Согласитесь: «пустыня снежная» - весьма поэтично звучит! Вот простое предложение: «Помертвела, остекленела на лютом морозе тайга». Но в простоте, как раз все талантливое и заключено! И даже оазис здесь найден – деревенька в две усадьбы. «Окна глядели слепо». Но дым-то – идет! Кстати, никто не понимает и моё хайку:

* * *

Деревня мала…

дымок из одной трубы

в тишине дня.

Это об умирающих рязанских деревнях. А шофёрские (так не любят сейчас это слово, заменяя водителем) голоса, что пахнут соляркой, крепкой махрой! Да это – ПОЭТ! Теперь вот портрет человека. Вдумайтесь, где вы еще найдете такой образ сибиряка? Лицо его лиловело от холода и гнева, нос был красный, пупырчатый, как клубника. А вот коротко о псе. Блеснули шильца зубов. Думаете, редактора из-за этого нервы не трепали? Зря. У меня в стихе словечко «пришпилит» (в смысле придавит язык зубками) вымарали на «покажет» (язык). Это в «Цуцике»: « И зубки оскалит, пришпилит язык…». Не понимают - это сильно тем, что ни на кого не похоже! Я за 40 лет прочел столько книг, но нигде не встречал столь точных и необычно увиденных и отраженных на бумаге «портретов»! Скажу их же, рецензентов, словами: простой, сжатый и живой слог. Вот бы прочитать современным детям, как их сверстники в 60-х бежали из дома на строительство Братской ГЭС, словно на фронт в 1941! Нет, не романтика их заела. Это что-то другое, что словами и не опишешь.

Удивительно, но русские – они везде русские, даже за Уралом в Сибири! Книжка это всё доказывает. Ведь плясать за письмо – это серьезная деталь у нас, рязанцев! Я был бы рад встретить в книге, как на поминках поют. Но никого в повести, к сожалению не «коронили». Это удивительно, но я помню почтовый конверт, описанный в тексте. Тот из 60-х с «Ту-154» и почтовые печати-кляксы, которые действительно отливали чернильным золотом. У нас в центре Касимова был почтамт. Там горожане смотрели первый телевизор с линзой. А на столах, неподъемных, долго были непроливайки, спаренные, и ручки деревянные с перьями-«звездочками». И я хорошо помню золотой блеск чернил, и даже их запах. Да, да! Как мы красиво писали на конвертах. Правильно обратных адресов можно было не писать, а письма доходили. А сейчас напишешь неправильно – компьютер не прочтет и пропустит конверт мимо на конвейере. Не дождешься письма в ответ. А как Гринька, главный герой, вскрывает пакет. Откусил уголок, просунул в него палец. Разорвал и вытащил листок. А я бы в детстве еще надул воздухом и бабахнул ладошкой! Но современным детям, переписывающимся по «мылу», «аськам» и «смс» это священно действо – душу уже не согреет. И плясать от письмеца они уже не будут. Так хоть у Юрия Самсонова об этом прочтут!

Сюжет с кладом и детективная форма повествования – не новы и не открытие автора, но он этого и не хотел открывать. Ему был нужен разбег. От чего-то оттолкнуться и плыть. Но плыть-то по-своему! Ему было важно передать ту жизнь, ту эпоху и донести ее до последующих веков. Оставить чего-то для потомков. А в какой форме это не важно. Известно давно, дети любят смешное и детективное в чтении. И с моей точки зрения автору удалось все в полной мере. А об огрехах я так же упомяну, как и положено. Вот «ашибки» в письме детей не ново. Но отдирание марок для коллекции с конвертов для нас мальчишек 60-х было замечательным занятием! У меня, до сей поры, цела та коллекция. Прочтешь, вспомнишь – бальзам на душу. А сейчас что собирают? Вкладыши от чипсов, магнитики на холодильники. Да не то это, как когда-то слоники - для мещан. Они опять появились в салонах-магазинах в Касимове, рядом с вышитыми картинами в золоченых рамах и абажурами (не знаю, как писать через «у» или через «ю», каждый год орфография меняется). Помню, мама рассказывала, как жила в няньках у богатых в Н.Новгороде (теперь). Так вот они, хозявы, - возили из-за границы этих слоников в разбитом виде, а дома в Горьком она помогала им их склеивать…. Нет, эта книга – настоящая литература, такую вещь нельзя не разбить, не склеить, чего не скажешь о сегодняшнем ширпотребе. Моей дочери (13 лет) в библиотеке навязывают какие-то дурацкие комиксы, штампованные детские детективы и другую пошлость. И мне, порою, приходиться выводить библиотекарей на чистую воду, и наставлять дитё на путь истинный. Она слушается. Но вот заставить прочесть ее «Путешествие за семь порогов» я так и не смог. Почему? Думаю, что менталитет не тот у сегодняшних деток. Да и издатели в конце 60-х – не особенно заботились о лощености бумаги, ярких, красочных иллюстрациях и не только на обложках пленяющих сегодняшнего ребёнка. Но за сегодняшним глянцем – пустота. Настоящие писатели никому не нужны. В моде бренды и литературные негры. Разве можно развить менталитет у детей, выращенных на ремесленничестве. Язык у таких книг подстать мастерам или бюрократическо-канцелярский или «иномарочный». Дочка моя со словарями читает! Язык же Юрия сочен, прост и превосходен! Здесь настоящая проза интересная своими деталями и образами, со ссылками на настоящую литературу. Лично мне видно, какую литературу любил сам Юра Самсонов в детстве это: Д.Лондон, Ф.Купер, М.Рид, Р.Стивенсон. Кстати, у последнего автора, я сам, в детстве, прочтя «Остров сокровищ» достал (тогда хоть и был книжный бум (Какое забытое слово! Как и «жучок» - спекулянт дефицитными книжками из-под полы! Хорошие книги надо было доставать у них или по блату, или очередь с 6 утра в книжный магазин занимать – ломиться к прилавку и хватать все подряд, дабы захватить лучшее. Так мне досталась книга Дубова «Колесо Фортуны» и многие другие вещи из моей серьезной библиотеки!) и прочел все его произведения! Вот также теперь я бы прочел с удовольствием все, что написал Юрий Самсонов. Да вот не достать! Нет в библиотеках. Почистили фонды после революции 1991года. Всю прежнюю идеологию убрали. Осталось вот нейтральное «Путешествие….» и всё. Спасибо и этому. Я открыл для себя нового талантливого автора, коллегу. Вот, как ёмко и здорово, тонкими мазками, постепенно рисует нам художник бабушку: «…Очками она из гордости не пользовалась….На здоровье она не жаловалась и к врачам за свои восемьдесят семь лет ни разу не ходила, хотя жизнь прожила нелегкую…. Была бабка, как дерево с обрубленными ветвями. Но корни крепко вросли в землю. Дерево не желало стать гнилой колодой …. ». И сравнение бабульки с индейцем – вызывает добрую улыбку даже у взрослых! Да, добрая эта книга! Вот её главное качество, её ценность. Ценность 40 с лишнем лет спустя!

Не ново для меня и включение в текст заметок из газет. Для любого писателя – это первое подспорье – порыться в желтой пропылённой подшивке. Это великий Максим Горький – советовал начинающим писателям в обязательном порядке поработать в газете! Бальзак и другие гении печатного слова, здорово этим приемом пользовались – находя сюжеты в пыльных подшивках на чердаках. А сейчас у многих «чердаки» не варят. Здесь у Юры все уместно и спаяно с текстом в единый монолит. Не каждому это дано. Журналистика и литература – две разные вещи. Хотя и без инструментов художественности хороший очерк не напишешь. Убедился в этом на основе своего 25 летнего опыта работы в журналистике, в частности в касимовской газете «Мещерская новь». И журналистика очень мешает в работе над художественной вещью – текучка затягивает. Здесь же нужно уединение и отречение от всего, что мешает в работе. Юрий, мне кажется, был не только поэтом в душе, но и неплохим журналистом. Статей плацепов у него не было. Хотя подобные «таблетки», считается, тоже лечат самовнушением. Как же опасны сегодняшние книжки-пустышки. Они же самовнушают ребенку не совсем то. Выражение: «Я сам обманываться рад…» не для меня.

У Юрия многие слова в роли музыки! Не верите? Вчитайтесь! И охотником он, видать, был, неплохим. Ведь напишешь охотничий рассказ, а сам и ружья вблизи не видел – охотники, прочтя, засмеют, проходу не дадут, стыдок. Здесь все верно. Где еще найдешь так правдиво описанные «боевые действия» голодного шатуна против собачонки? «Снес ей голову ударом лапы, сожрал…!». Сегодня редактор написал бы рядышком: «Грубовато!» и «Delete» все это скушает враз из рукописи. И дальше о поступках бабки (Не мужчины!), которая лишилась всего хозяйства из-за медведя: прошла к милиционеру. Жаловаться (!). Милиционер был единственным на весь городок (!). Что ж прокомментирую и это. Я видел не раз, как дежурный мент (прошу прощения за сленг, но лучшего слова в данном случае не подобрать, а от перевода милиции в полицию у нас в Касимове внутри помещения автовокзала, раз горевшего, под который приспособили бывший православный храм и кощунственно сделали здесь общий туалет, застрелился мильтон, теперь спохватились и хотят передать здание епархии) в Касимове не за что не хотел принимать мелкую жалобу от обиженной старушки. Пойди к таким, пожалуйся, да самого загребут на 15 суток, да тумаков навешают резиновыми палками – не за что. Надо же им как-то делать план и отрабатывать бюджетные (наши) деньги, да и животы вон какие понаели – все горожане смеются, когда они, менты, по стадиону бегают, нормативы сдают. А описанные в книжке 60-е годы сейчас больше ругают. В то время в Касимове и районе всего один «гаишник» был. Вась Васей звали в народе и «Ваши правишки?». О нем во многих книжках писано. У родного брата права отбирал! Читал слова Юры и жалел об ушедшем, нашем, времени. Нет, Вась Вася на деревянной ноге не прыгал, но жалобу бы от бабуси принял и разобрался.

Читаем дальше: австрийская винтовка, сразившая медведя в руках старушки. Редактор явно убрал название: «манлихер». Помню, как меня возмущало, когда я смотрел многочисленные фильмы и телесериалы о Павке Корчагине. Ведь ясно в романе («Как закалялась сталь» - первая моя прочитанная книга, мне купил ее отец) написано, что Павел стащил у офицера пистолет «манлихер». Нет, везде Павел учил стрелять Тоню - из тульского «нагана». А здесь у старухи винтовка явно от белочехов осталась, о которых сибиряки песни слагали такие, что дух от зверств захватывает. Их поезда были ощетинены пулеметами и не только «максимами», «митральезами» и «кольтами» они были вооружены, но и винтовками «манлихер» с широкими и длинными штыками. Но я верю, что бабуся по-настоящему завалила медведя (В «Одноклассниках», где меня зарегистрировала дочка, у меня в друзьях числится такая крепкая бабушка, которая об этом рассказала в этой Соцсети!) как дед в первом моём рассказе, представленном на многие конкурсы и нигде не выигравший. Никто не знает о скрытых резервах нашего организма. «Допекла – его», как это по-рязански! А «кровавые сосульки» - нигде я кроме, как у Юры не встречал. Да что говорить, у нас сегодня даже создатель литературного языка, наше всё А.С. Пушкин – почти анекдотический герой. С ночного гостя начинается занимательность сюжета. И как просто в конце: «зеркало разбито – в старинной раме чернели ветхие доски». Разбитое зеркало – к несчастью, но это в подтексте. Зачем пугать деток. Да, соглашусь, что сундуки у старух были, но у нас в Рязани они запирались на два замка – внутренний, со сложным механизмом и громадным амбарным ключом, как у Буратино и навесной – чуть помене амбарного. А внутри таблетки нафталина, смёртное, платки, отрезы, под всем этим деньги в узелке из носового платочка. Всё новоё. Да и вытолкать одному мальцу, такую окованную железными полосами махину, явно было не под силу. Но это мелочи. Сундук, карта, клад – все вроде бы как на Острове сокровищ, но ведь не так. Не так как у всех и это прекрасно. Вот 4 глава начинается с диалога. По-моему, еще Горький ругал за это молодых авторов. Юрий не слушает никого и правильно делает, делает по-своему и это прекрасно. С моей колокольни и сегодняшним знанием истории. Я бы поправил партизанские офицеры и колчаковские офицеры, ибо таковых у «красных» было больше – каждый начальник штаба. Но в то время, раскрывать это, было не принято. А жаль. «Командиры» эти – даже великому В.И.Ленину (сейчас имя отчество гения почему-то стыдливо опускают или дают одно имя, что также не красиво) грубили и гибли от своих же. И дальше Юра прав: «брат шёл на брата». Вот разбираю по косточкам двухтомник «История Рязанской милиции» (Рязань, 2003г.) И.Ф. Перова и М.В. Кузнецова и волосы дыбом встают – не дай Бог такую книгу в руки ребенка. Правильно, что в приказном порядке на подобные книги теперь ставят 18+!

Я не знаю, есть ли в сибирском говоре слово «надёжа», но оно бы лучше звучало в диалоге: « - На тебя, малец. Вся надежда». А вот читая об зашитой в шапке карте – вспомнил свою службу в С.А., когда молодые солдаты в шапки деньги зашивали, а деды их находили. Читаю далее «…В этом доме бабкино слово было законом». А ведь также и у нас в Касимовском районе, в деревне. Умирает старуха и все хозяйство и вся семья – идет прахом. Спиваются обычно. Очень тонко подмечено и то, что сторож спит по ночам. А в заборе дырка (убийственно точные детали!), через которую можно увести хоть двадцатипятитонную машину.

Мне интересно было узнать о стерляди с «душком» для новичков. До этого думал, что такую пищу едят лишь в Южной Азии. А вот пламенная уха из налимов – единственной тресковой речной рыбы – мне знакома. Как знаком мне стук деревянных ложек о чугун и лязг металлических. И рыбачат на Оке зимой (ловят налимов) у нас так же с пешнями. – В разнобой идти – всего два слова, а сколько музыки и смысла! От резонанса ведь лёд треснет. А штурм снежного, накатанного пригорка МАЗом – мог так точно описать только опытный водитель. Но вот крепко баранку у МАЗа – держать нельзя (и в известную песню, где «Крепче за баранку держись шофёр…. Вкралась досадная ошибка!) на кочке пальцы вышибет. Впрочем – это промашка редакторов. Ух, как хорошо: «Вездеход сидел по уши в сугробе». Не знаю ругать или хвалить за эти слова автора? Знаю, что у «козлика» ушек вроде бы и нет, и он преодолевает и доходящие до капота, но рыхлые сугробы, но, по-видимому, в Сибири снега поболе – торосы с двухэтажный дом. А красивое по архитектуре слово «Куржак» об инее, я даже в словаре языкового расширения Солженицына не обнаружил. Вот весьма знакомое, рязанское: «влажный полушубок смёрзся и громыхал, как железный» - это я опять подчеркнуть, гениальное-то – в простате! Ведь сверкающие булавочные головки звезд уже поэт писал! -57 по Цельсию, а автомашины работали! Сейчас соляра мёрзнет, когда на воле – - 20 градусов, даже керосином разбавленная. Люди хорошие были, в то время, и Юра о них писал! О них! А вот оттирать обмороженные руки и щеки теперь врачи запрещают, и снег в ведре для еды не растопишь. Да и страшный сон не всегда к добру. «Плоский фонарик» до сих пор у нас в доме работает на квадратных батарейках (даже подобный футлярчик для пальчиковых придумали!). И мне в детстве сосульки заменяли мороженое, и в комбезах с лопнутыми подмышками я ходил. Видел, как хлещет тугая струя воды из горящего, в тряпках и солярке крана. Половички в два (как любит эту цифру автор!) слоя – это уже Сибирь, как и ткаческая (у меня даже компьютер не знает такого слова) машина с колесом. У нас половики ткут на стане с бёрдо и нитченками. Я писал об этом методе в 90-х в выходящей более чем миллионным тиражом «Сельской жизни». Моей героине Савельевне, в Шемякино, пришли по почте - два мешка писем, в том числе и из Сибири! Всем хотелось научиться - так же ткать. Узнать сколько ниток «десятки» – требуется на одну стену и т.д. Трубу от самовара у нас помимо фортки, выводят еще и в отверстие «голландской» печи и чай без самовара – чаем не считается. Это голимая вода! И у моей бабушки – чугуны и горшки вот и вся посуда и лосиные рога вместо вешалки. А туеса из бересты в моде. В Касимове их с выдавленными и выжженными видами города продают туристам в качестве сувениров. В толковом словаре у этой посудине можно ставить стрелочку возврата в обиход! И ледянки до сей поры - наращивают у нас на месте паромных переправ, зимой на Оке. Еще у нас на «ледянках» вместо санок с горы дети катаются. В старину их делали из соломы с навозом и замораживали эту нехитрую конструкцию. С маленькой скучной газетой «Мещерская новь», где мало, что можно понять я уже 25-й год сотрудничаю и даже года два работал в штате, но текучка не для меня я художник и если меня поставить в стойло или спутать, я искусство «на гора» не выдам…

2010г.-2013 г. Ташенка



Источник: vvm1955.livejournal.com
Просмотров: 332 | Добавил: beryou | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz