Мой сайтСуббота, 18.05.2024, 21:23

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Май » 20 » Стихотворение в.александров. XXXII Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове. Взгляд изнутри или "пионеры ещ
21:01

Стихотворение в.александров. XXXII Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове. Взгляд изнутри или "пионеры ещ





стихотворение в.александров

Пятница, 07.02.2014, 05:30

ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ

международный культурный проект

Литературный блог




о Главном » Литературный блог » Репортажи с мероприятий » 2013 » Июль » 8
XXXII Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове. Взгляд изнутри или "пионеры еще вернутся"
Человек и пароходПод натиском наступившей летней жары литературная жизнь в городе если не замерла совершенно, то стала практически незаметна, зато все социальные сети так и кишат сообщениями литераторов об их отъезде в те или иные края. Кажется, что в какую электричку, поезд, корабль или самолет не сядь, а там уже полным полно нашей пишущей братии.

И дабы не отрываться от коллектива, движимая истерией миграции, я примкнула к компании поэтов под предводительством неугомонного культуртрегера Андрея Коровина, отправляющихся в город Александров на XXXII Цветаевский фестиваль поэзии.

Не смотря на свое название, этот старейший в России поэтический фестиваль давно вышел за рамки означенного жанра и на протяжении недели, начиная с 21 июня, принимал гостей и представлял публике свою обширную программу, включавшую в себя концерты классической музыки, выступление оперных солистов Большого театра, различные литературные семинары, моноспектакль по повести Цветаевой, выступление ансамбля эвритмии, и конечно, звучавшие тут и там стихи, стихи, стихи…

Вот для участия в программе «Вечер современной поэзии в режиме нон-стоп…», прошедшей в предпоследний день фестиваля, и отправилась из Москвы группа поэтов.

Дабы литераторы не могли обойтись без моего скромного присутствия, я «взяла в заложники» двух любимых ими фотокорреспондентов - Андрея Тарасова и Анатолия Степаненко и на автомобиле выдвинулась в сторону Александрова вслед за автобусом, в котором ехала основная группа. Моим попутчикам было строго-настрого велено выглядывать в окна не для того, чтобы беспрестанно щелкать затворами фотокамер при виде прекрасных окрестностей Ярославского шоссе, а лишь в поисках скульптуры лося, миновав которую, мы должны были повернуть на развилке в нужном нам направлении. Стоит ли говорить о том, что лося мы, конечно, пропустили, и спохватились, следуя верным курсом уже не в Александров, а в Сергиев-Посад?!

Пока в течение минут сорока мы пытались развернуться, было выстроено множество альтернативных вариантов путешествия - от поездки в родную для Андрея Тарасова Казань до марш-броска в Эфиопию по следам экспедиции Николая Гумилева. Но все-таки коллективный дух силен в нашем человеке, и, не бросив товарищей, мы добрались в Александров, даже не сильно при этом опоздав к месту общего сбора.

Город встретил недавно побеленными стенами кремля, жарой и цветущими на территории Александровской Слободы липами. Спасаясь от солнца, забрели в прохладные залы Распятской церкви-колокольни, и конечно, решили подняться на галерею, чтобы посмотреть на город свысока.

И тут нам необычайно повезло: дверь с галереи на саму колокольню оказалась открытой. Вернее, закрытой даже на навесной замок, но снятой с петель. Разве могли культурные гости Александрова пройти мимо такого спокойно?.. Конечно, нет. И по выщербленным ступенькам почти в полной темноте мы полезли выше.

Если в церкви тебе кажется, что ты становишься чуть ближе к Богу, то с колокольни - до него так и вовсе рукой подать. Особенно, если вокруг тебя такая невообразимая красота, дует ветерок, голова кружится от запаха цветущих лип, и можно осторожно звякнуть в колокол… а вдруг услышит?..

Так бы и оставались мы там еще долго, но время бежало неумолимо, и необходимо было двигаться дальше...

Вскоре начался «Вечер современной поэзии в режиме нон-стоп…», который проходил в «Зале под сводами» филиала музея сестер Цветаевых - музее «101-ого километра». Уникальная акустика помещения, царящая там прохлада и обстановка, создали поистине неповторимую атмосферу. Да и компания, которую привез в этом году Коровин, была разноплановая и интересная.

Вечер открыла Светлана Максимова, не только прочитавшая свои стихи, но и исполнившая несколько музыкальных композиций на уникальном австралийском инструменте диджериду, чей зычный голос, отдаваясь под сводами зала, с самого начала вдохнул в вечер мощную энергетику, которая так и сохранялась до самого его окончания. Музыка и поэзия, перемежаясь друг с другом, срастались в единое целое, и уже трудно было определить, где первое, а где второе.

Звенящие, хрустальные стихи лауреата премии им. Р.Казаковой Натальи Поляковой сменялись набатом чтения Алексея Лёвшина, который также исполнил пару авторских песен под гитару. У «Домохозяйкиного блюза» лауреата премии «Московский счет» этого года Ганны Шевченко подхватывала эстафету скрипка Лады Морозовой.

Редактор журнала «Современная поэзия» Андрей Новиков рассказывал о уже десятилетней истории журнала, о его авторах и публикациях, о планах на юбилейный сезон, а потом сразил всю женскую аудиторию зала лиричным циклом стихотворений, посвященных своей жене.

Итальянская певица, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Моника Санторо, уже не первый раз принимающая участие в фестивале, удивила всех, неожиданно исполнив не традиционные итальянские песни, а романс на стихи Марины Цветаевой.

Лилия Газизова (Казань) говорила о фестивальном движении в России и также читала стихи. Очень органично в программу вечера вписались и иностранные гости - поэты из Черногории Войислав Караджич и Миладин Йоксимович, закончившие свое выступление словами о том, что надеются, что и жители Черногории также смогут услышать современную русскую поэзию в рамках подобного поэтического фестиваля, об организации которого на своей родине они теперь мечтают.

Сам Андрей Коровин под аккомпанемент скрипки прочитал маленькую поэму «все будет хорошо». Это было одно из самых пронзительных прочтений этого произведения из тех, что мне уже доводилось слышать. Секрет, видимо, состоял именно в том, что скрипка, как никакой другой инструмент, подходит к этому довольно сложному и трагичному материалу.

Завершился вечер коротким выступлением московского эвритмического ансамбля Елены фон Негеляйн, чей полноценный концерт публике предстояло увидеть только на следующий день. Был показан танцевальный номер на стихотворение Максимилиана Волошина, которое читал сам идейный вдохновитель и главный организатор Цветаевского поэтического фестиваля в Александрове, директор литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Готгельф.

Личность Льва Кировича заслуживает особого внимания и восхищения. Этот человек-энциклопедия, огромный энтузиаст своего дела, мотор, тянущий на себе всю махину организации фестиваля, к седьмому дню фестивального марафона продолжал то ли, как Прометей, нести огонь людям, то ли уже, как Данко, светить собственным сердцем. Он возникал из ниоткуда то тут, то там, решал проблемы, руководил, что-то попутно рассказывая гостям, во всем принимая участие, а после долгого дня еще до середины ночи жарил для всей честной компании шашлык. Но об этом поговорим чуть позже.

Нисколько не кривя душой, скажу, что было жаль, что поэтический вечер закончился. Покидать «Зал под сводами» не хотелось, но впереди нас ждал еще один сюрприз – празднование ночи Ивана Купалы. Именно этому празднику был посвящен проходящий уже в третий раз поэтический конкурс, в котором приняли участие поэты из многих городов России, а лауреатом стала Анастасия Журавлева из Нижнего Тагила.

Перед тем, как двигаться к месту празднования, заехали в пионерский лагерь «Солнечный», в котором нам предстояло ночевать, чтобы оставить свои вещи. Лагерь – это, наверное, второе по мощи впечатление от Александрова после посещения колокольни, еще и контрастное по отношению к нему, так как в лагере было постоянное, не покидающее ощущение дежавю, от которого хотелось то ли смеяться, то ли плакать.

Это был пионерский лагерь из нашего детства, такой, в котором, наверно, хоть раз в жизни побывал каждый, где между деревянными домиками на одной из аллей, как в театре абсурда, стоит самолет и статуи пионерам, в небо взмывают крылатые качели, а в корпусах ждут кровати с сеткой рабицей, присев на которые сразу хотелось начать прыгать, и казалось вот-вот зазвучит горн, а над всем этим плыл извечный столовский запах гречневой каши с жареной печенкой.

Ко столькому хотелось прикоснуться рукой, чтобы удостовериться, что это не мираж, что Коровину и Готгельфу с трудом удалось собрать вместе рассредоточившихся по лагерю поэтов, чтобы отправиться наконец к месту празднования ночи Ивана Купалы.

Там, на берегу реки Киржач, где, как еще один памятник прошлому, стоит на вечном причале ржавый корабль, на свежескошенном лугу под народные песни, исполняемые сборным фольклорным коллективом города Александрова, дети, поэты и простые обыватели под предводительством Льва Кировича и детской писательницы Лены Усачёвой водили хороводы, сжигали чучело и прыгали через костер.

Не подвели и сербские гости, в очередной раз доказав крепость и нерушимость славянского братства – готовясь к фестивалю, они не только переводили на русский язык свои стихи, но не забыли погрузить в чемоданы и двухлитровую бутылку ракии, чей вкус и забористость смог оценить каждый присутствующий.

До глубокой ночи у костра пели песни под гитару, отдельные смелые «русалки» ныряли в темные воды Киржача, наши литераторы вспоминали поездки на предыдущие фестивали в Александров и строили планы на предстоящий сентябрь, ведь Александров Александровом, а сентябрь – это Волошинский и Коктебель, событие, которого ждут многие.

Для нас XXII Цветаевский фестиваль поэзии подходил к концу.
Утром предстояло двигаться в обратную сторону.

Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить экипаж моей «машины боевой» - Зину Серебрякову, Сережу Каревского, Толю Степаненко и Андрея Тарасова, так как в таких поездках для меня очень важно, кто все время находится рядом. От этого зависит огромная часть впечатлений. С моим экипажем мне было легко и надежно, в машине все время звучал смех, и могу сказать, что с этими людьми я готова отправиться хоть в Казань, хоть в Эфиопию по следам Гумилева.

Пока ехали в Москву и стояли в бесконечной пробке, я мысленно возвращалась ко всему увиденному, и поймала себя на мысли, что к бочке меда моих впечатлений все-таки добавляется немалая ложка дегтя от понимания того, что Александровскому фестивалю категорически не хватает банальных средств на существование, которые могли бы дать его организаторам больше возможностей и придать фестивалю больший масштаб.

Как бы хотелось, чтобы из глубинки могли приехать лауреаты и участники поэтического конкурса, чтобы гости фестиваля не ютились в полузаброшенном пионерском лагере, а милиция перекрывала главную улицу Александрова не только по случаю дня города, но и по случаю литературных чтений.

Хочется верить, что власти или меценаты еще обратят свои взоры на Цветаевский поэтический фестиваль, имеющий более чем тридцатилетнюю историю, и не дадут ему исчезнуть с карты культурных событий страны. А мы еще не раз будем иметь возможность вернуться в гостеприимный город Александров, чтобы принять в этом фестивале участие.

© Дунаева Нина
Фотографии: Анатолия Степаненко и Андрея Тарасова.



Добавил: bless | Дата: 08.07.2013 | Категория: Репортажи с мероприятий | Просмотров: 363


Источник: www.voloshin-fest.ru
Просмотров: 334 | Добавил: beryou | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz