Мой сайтВоскресенье, 19.05.2024, 07:17

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 2 » К.ковальджи баллада о доме. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА им
11:46

К.ковальджи баллада о доме. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА им





к.ковальджи баллада о доме

Материалы для бесед с читателями среднего и старшего возраста


5657.jpg Агарков Николай Род. 1958г.

Что может делать человек, у которого нет ни рук, ни ног? Казалось бы, ничего: жизнь, ограниченная рамками одной комнаты, и полная зависимость от окружающих. Но это — не про Николая Агаркова. Инвалид с рождения (врачи в роддоме обнаружили у младенца вместо ручек и ножек «разноразмерные останки бедер и плечей»), он стал замечательным художником, в галерее которого насчитывается более 500 полотен.
Наблюдая за тем, как Николай Агарков рисует, с трудом веришь, что это вообще возможно. Сидя на каталке у импровизированного мольберта и зажав карандаш или кисть локтями, он уверенными движениями прорисовывает каждую деталь. Картины у Агаркова теплые и трогательные.
«Я с первых дней жизни ощущал себя обычным человеком, – делится воспоминаниями Николай, - но знал, что учиться жить мне придется дольше, чем другим… Просто привык к положению вещей, плакать было некогда… Некоторым нравится поныть, нравится, когда его жалеют. Мне это никогда не было нужно, и люди понимали это и всегда общались со мной на равных. Спасибо родителям, они меня так воспитали».
Мария Васильевна, Колина мама, вспоминает, как тяжело было сдерживать себя и приучать ребенка полностью обходиться без посторонней помощи. Зато теперь с гордостью говорит: «Он у нас всё умеет: и еду готовит, и уберёт в доме, если что-то сломается - починить сможет. Он у нас такой: что задумает - обязательно сделает. Не отступит, если с первого раза не получается». И, действительно, не отступает: с двух лет рисует, с пяти пишет, после окончания школы получил профессию бухгалтера-экономиста, работает по специальности, а все свое свободное время посвящает живописи. Работы Николая Агаркова выставлялись на первом Международном фестивале творчества инвалидов, его персональные выставки прошли в ряде музеев Германии.
Несколько лет назад список увлечений Николая пополнился: он научился работать на компьютере. Теперь общается с новыми людьми в Интернете, узнаёт новости, осваивает новые программы. И это человек, у которого нет рук и ног! На вопрос корреспондента АИФ Марины Агриомати о том, как же это у него получается, Николай с улыбкой ответил: «Молча. Считаю, что при необходимости любой инвалид с неповрежденным позвоночником сможет делать все, что угодно. Прежде всего, нужно реабилитироваться в своем сознании, то есть правильно оценить свое положение и возможности. Каким ты покажешь себя в обществе, таким оно тебя и воспримет. Что я не могу из того, что могут другие? Пожалуй, только стихи писать. Но были б у меня ноги и руки, я бы и тогда поэтом не стал. А со всем остальным я в состоянии справиться. Так что мне жаловаться?».

Раскрытию темы поможет литература:
  • Агриомати, Марина. Что может человек без рук и ног? / Марина Агриомати // Аргументы и факты. – 2006. - №40. – 4 октября. – С. 12
И материалы сайтов:
  • http://www.good-style.info/blog/hudozhnik-agarkov-risuet-bez-ruk/
  • http://www.molodoi-gazeta.ru/article-283.html
  • http://portal-volzhsky.ru/gorozhane/2009/03/10/gorozhane_10893.html
  • http://www.dislife.ru/flow/theme/5757/


5658.jpgАсадов Эдуард Аркадьевич (1923 – 2004)

Война ворвалась в жизнь Эдуарда Асадова, едва он закончил обучение в школе. Не дожидаясь призыва, юноша пришел в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт. Просьба эта была удовлетворена. Он был направлен под Москву, где формировались первые подразделения знаменитых гвардейских минометов. С сентября 1941 года, когда был произведен первый залп по врагу и по май 1944 года Эдуард Асадов с честью и отвагой двигался по дорогам войны: Ленинград – Волховский фронт - 2-е Омское гвардейское артминометное училище - Северо-Кавказский фронт - 4-й Украинский фронт – Крым. В перерыве между боями Асадов писал стихи. В мае 1944 года был тяжело ранен в боях за освобождение Севастополя и навсегда потерял зрение.
Впоследствии командующий артиллерией 2-й гвардейской армии генерал-лейтенант Иван Семенович Стрельбицкий в своей книге об Эдуарде Асадове "Ради вас, люди" так напишет о его подвиге: "...Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой - это подвиг. Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей - это подвиг... Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполнять боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем».
А далее лейтенант Асадов с честью и отвагой двигался уже мирными путями и, вряд ли это путешествие потребовало от него меньшего мужества, чем фронтовые дороги. Выйдя из госпиталя, он поступил в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1951 году, получив диплом с отличием. В том же году был принят в члены Союза писателей. Одна из основных тем в творчестве Эдуарда Асадова - тема Родины, верности, мужества и патриотизма («Дым отечества», «Двадцатый век», «Лесная река», «Мечта веков», «О том, чего терять нельзя», лирический монолог «Родине»). Со стихами о Родине теснейшим образом связаны стихи о природе, в которых поэт образно и взволнованно передает красоту родной земли, находя для этого яркие, сочные краски. Таковы «В лесном краю», «Ночная песня», «Таежный родник», «Лесная река» и другие стихотворения, а также целая серия стихов о животных («Медвежонок», «Бенгальский тигр», «Пеликан», «Баллада о буланом Пенсионере», «Яшка», «Зорянка» и одно из самых широко известных стихотворений поэта — «Стихи о рыжей дворняге»).
Поэт скончался скоропостижно на 82-ом году жизни. Похоронен Эдуард Аркадьевич Асадов на Кунцевском кладбище рядом с могилами матери и супруги поэта. Также была исполнена последняя воля Эдуарда Асадова, завещавшего захоронить его сердце в Севастополе на Сапун-горе. За служение народу поэт был награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, орденом Дружбы народов, двумя орденами «Знак Почета», орденом Почета, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией», «За заслуги перед Отечеством» и другими наградами.

Раскрытию темы поможет литература:
  • Зархи, С. Б. "Пусть меня волшебником назначат... " : литературный вечер / С. Б. Зархи // Читаем, учимся, играем. - 2008. - № 6. - С. 18-30
Сценарий, посвященный жизни и творчеству Э. А. Асадова.
  • Здорик, Е.В. "Я буду видеть сердцем" : Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Э. Асадова // Литература в школе. - 2003. - №3. - С.46-48
Сценарий литературно-музыкальной композиции по стихам Э. Асадова.
  • "Как могут эти дни забыться..." : Стихи о войне // Литература в школе, 2003. - №3. - Прил. Уроки литературы. - С.2-4
  • Орлова, Н. В. "Учитесь мечтать!.. " / Н. В. Орлова // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 11. - С. 30-33
Литературно-художественная композиция о жизни и творчестве Э. А. Асадова.
  • Стрельбицкий, И.С.Ради вас, люди /И.С. Стрельбицкий. – М.: Советская Россия, 1979. – 96с.
Рассказ генерал-лейтенанта о своем сослуживце Эдуарле Асадове

И материалы сайтов:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Асадов,_Эдуард_Аркадьевич
  • http://eduard-asadov.narod.ru/biografiya.html
  • http://www.easadov.ru/bio.html
  • http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00628041205160641359/

5659.jpgБеляев Александр Романович (1884 – 1942)

Когда читаешь роман Александра Романовича Беляева «Голова профессора Доуэля», невольно поражаешься тому, с каким мастерством и убедительностью описано восприятие окружающего мира профессором Доуэлем, лишившимся своего тела. А в этом нет ничего удивительного – писатель работал над романом в тяжелейшее для него время, когда он из-за болезни был вынужден пролежать три года в гипсе без движения. Так что ощущения литературного героя во многом были продиктованы личным горьким опытом писателя. Сам Беляев называл, описанную в романе историю автобиографической и признавался в желании рассказать, "что может испытать голова без тела".
Беляев родился 4 марта 1884 года в Смоленске в семье священника. Все свое детство маленький Саша, казалось, только тем и занимался, что ломал привычные стереотипы поведения сына священника. Озорной, увлекающийся мальчик много читал, особенно его привлекала приключенческая литература. В 1901 он окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Круг его интересов был необычайно широк: увлекался живописью, музыкой, театром, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией. Продолжая свое образование, поступил в юридический ярославский лицей и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать деньги на учебу, играл в цирковом оркестре, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой. Окончив лицей, работал присяжным поверенным и с успехом выступал в качестве музыкального критика и театрального рецензента в газете "Смоленский вестник".
С детства будоражащая его воображение мечта о путешествиях, наконец, осуществилась: подкопив денег, он в 1913 году отправился в поездку по Франции, Италии и вейцарии. Впечатления от этой поездки он сохранил на всю жизнь. Вернувшись в Смоленск, работал в "Смоленском вестнике", через год стал редактором этого издания. В возрасте тридцати пяти лет у А.Беляева в результате неудачного лечения развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Костный туберкулез приковал его к постели на шесть лет, три из которых он провел в гипсе. Насколько невыносимо неподвижно лежать в гипсовом коконе может знать лишь переживший это; и вполне возможно, что страстное желание ничем неограниченного движения послужило причиной написания таких произведений фантаста, как «Ариэль», и «Человек-амфибия». Не поддаваясь отчаянию, он занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал. Постепенно наступило некоторое улучшение его здоровья, и писатель по совету врачей живет в Ялте, работает воспитателем в детском доме. В это время были написаны такие широко известные произведения как "Остров погибших кораблей", "Человек-амфибия" и "Над бездной". Занимается Александр Романович и популяризацией науки: им были написаны чудесные очерки о великих русских ученых – Михаиле Васильевиче Ломоносове, Дмитрии Ивановиче Менделееве, Иване Петровиче Павлове, Константине Эдуардовиче Циолковском.
В 1923 Беляев переезжает в Москву и начинает профессиональную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы и повести в журналах "Вокруг света", "Знание-сила", "Всемирный следопыт", заслужив титул "советского Жюля Верна". Относительное благополучие здоровья длилось недолго и уже в 1930 году у писателя началось обострение болезни, не оставляющее его до конца жизни. Однако больной Беляев не прекращает своего литературного труда и оставляет нам с вами еще не одно замечательное произведение: «Прыжок в ничто», «Звезда КЭЦ», «Чудесное око» и др.
Последние годы своей жизни писатель провел под Ленинградом, в городе Пушкине. Война застала Беляева в больнице. Из-за очередной операции, писатель не сумел эвакуироваться и 6 января 1942 умер в оккупированном Пушкине.

Раскрытию темы поможет литература:
  • Беляева, С. Воспоминания об отце // Беляев А. Последний человек из Атлантиды. — Л.: Лениздат, 1986. - С. 513-525.
  • Кудрявцев, Э. Переписка писателя-фантаста А.Р. Беляева с К.Э. Циолковским / Э. Кудрявцев // Нева.- 2005. - №4. – С.260-267
  • Ляпунов, Б. Александр Беляев / Б. Ляпунов. - М.: Сов. писатель, 1967. - 159 с.
  • Макарова, Б.А. "Обгоняющий время...": 125 лет со д.р. писателя-фантаста Александра Романовича Беляева (1884-1942) / литературный вечер, посвященный творчеству писателя для учащихся 7-11-х классов; Б.А. Макаров // Читаем, учимся, играем. – 2008. - №12. – С.14-18
  • Ревич, В. Легенда о Беляеве // Ревич В. Перекрёсток утопий. - М.: ИВ РАН, 1998. - С. 117-140
  • Славороссова, Е. А. Беляев обладал гипнотическими способностями / Е.А. Славороссова // Чудеса и приключения. – 2005. - №1. – С.17
  • Соколова, М. Он обгонял время и звал вперёд // Беляев А. Избр. соч.: В 2 т. - М.: Вече: Литература, 2001. - Т. 1. - С. 5-12
И материалы сайтов:
  • http://russia.rin.ru/guides/5562.html
  • http://www.alexandrbelyaev.ru/
  • http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00695771213106604600/



5660.jpgБирюков Николай Зотович (1912-1966)

«Трудно. Но в этом «трудно» радость творчества. Легких, обходных путей искать не следует…» Н.З. Бирюков


«Шлю Вам привет из солнечной Ферганской области. Чувствую себя великолепно. Побывал в Ташкенте, пожил в Фергане, сейчас странствую по кишлакам в Ташлакском районе» - это строчки из письма Николая Бирюкова Фёдору Ивановичу Панферову, написанные в апреле 1939 года. Жизнерадостные строчки писателя, отправившегося в творческую командировку на грандиозную стройку Большого Ферганского канала. В течение трех месяце изо дня в день, он ездил по трассе канала, записывал свои наблюдения и интервью (для чего перед поездкой специально выучил узбекский язык). Картина вполне в духе того времени, пронизанного трудовым энтузиазмом. Но даже в эту картину не вписывается то, что по своему физическому состоянию Николай Бирюков не мог ни ходить, ни сидеть, только его руки сохранили ограниченную подвижность. А передвигался он, лежа на специальной коляске-тележке, которую сам же в шутку называл «шайтан-арбой».
Николай Зотович Бирюков родился в подмосковном городе Орехово-Зуево. Время великих строек, совпавшее с его юностью, требовало не только рабочих рук, но и специальных технических знаний. Поэтому комсомолец Николай Бирюков закончил вначале рабфак, затем поступил в Индустриальный техникум. Вся его будущая жизнь представлялась ему огромной строительной площадкой, а себя он видел на ней там, где всего нужнее окажутся его руки и знания. Во время студенческой практики на строительстве нового цеха Дулевского фарфорового завода, произошла авария: в котлован прорвались подпочвенные воды. Нужно было спасать уже готовый котлован от обрушения.
Николай одним из первых спустился в ледяную воду, чтобы установить насосы и наладить откачку воды. Котлован был спасен, но у Николая обострился ревматизм, начались осложнения в результате неправильно выбранного врачами метода лечения. И через некоторое время молодой парень оказался полностью обездвижен. К мучительным болям от прогрессирующего полиартрита добавился тяжелый диабет, вызывающий приступы комы.
Николай очень тяжело переживал свое состояние, когда окончательно понял, что на ноги ему больше не встать. Живой, деятельный по натуре человек, мечтавший внести свой вклад в переустройство мира, вдруг оказался не у дел; его жизнь казалась ему лишенной всякого смысла. Отчаяние бессонных ночей в течение многих месяцев могло бы оказаться фатальным, будь на его месте кто-нибудь другой.
Но Николай Бирюков твердо решил взять жизнь в свои руки, отныне и до конца жизни его девизом станет : «Болезнь – свое, а я – свое». Нужно было найти точку опоры, которая помогла бы ему мобилизоваться не только для того, чтобы вести достойную человека жизнь, но и чувствовать себя в одном строю с борцами за светлое будущее. В качестве своего оружия Николай Бирюков выбрал слово. Вспомнив свой опыт работы пионерским корреспондентом и членом заводской редколлегии, он стал писать стихи и рассказы. В 1932 году за стихотворение «Побед не счесть» Николай Бирюков был удостоен премии на Всесоюзном конкурсе молодых рабочих поэтов. Это его окрылило и уверило в правильности своего выбора.
Однако, чувствуя недостаток гуманитарных знаний, Николай принял решение учиться и поступил заочно сразу в два института: литературный и иностранных языков. Заниматься приходилось очень много, порой по 16-18 часов в сутки. В этот период Бирюков написал повесть «На хуторах», в основу которой легли его юношеские впечатления, и представил главы из нее в качестве курсовой работы в литинститут. Вот с этой повести, напечатанной в журнале «Октябрь», и началась творческая жизнь Бирюкова как писателя. Кроме нее Бирюков написал романы «Чайка», «Воды Нарыма», «Твердая земля», ряд повестей, рассказов и очерков. Роман «Чайка», написанный на документальной основе о подвиге легендарной партизанки Лизы Чайкиной, был удостоен Государственной премии. Эта книга до сих пор находится на библиотечных полках и востребована читателями.
Николай Зотович Бирюков не раз говорил: «Сделать первые шаги в литературе мне было нелегко, а потом чем дальше, тем труднее». Бирюков видел цель писательского труда в отображении конкретных событий жизни, поэтому для него крайне необходимо было своими глазами увидеть то, о чем он собирался писать, поговорить с людьми, собрать фактический материал.
Тяжелейшее физическое состояние не помешало Бирюкову стать одним из самых путешествующих писателей: его «шайтан-арбу» можно было встретить в городах и кишлаках Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Кара-Кумах, на строительстве Куйбышевской ГЭС, в Горьком, Сормове и многих других местах. Современники искренне удивлялись, как в его состоянии можно ездить по стране – ведь каждая поездка может оказаться последней. Одному из своих приятелей, обеспокоенных этими рисковыми путешествиями, он писал: "Редкий год проходит без того, чтобы я не отлучался в длительную командировку. Расстояние не смущает - иногда это бывает 500 километров, иногда 5000. Пусть вас не тревожит мое состояние. Сил еще достаточно, чтобы ни на один день не прекращать работу".
В 1966 году писателя не стало. Кроме Государственной премии, литературное творчество и жизненный подвиг Н.З. Бирюкова были отмечены двумя орденами - «Трудового Красного Знамени» и «Знак Почета». Он был посмертно награжден медалью литературного конкурса имени Н.А. Островского (1968). В его честь названа улица в Орехово-Зуево и астероид 2477 Бирюков.

Раскрытию темы поможет литература:
  • Бирюков, Николай. Судьба в твоих руках / Николай Бирюков. – М.: Мол. Гвардия, 1984. – 208с.
  • Дом-музей Н. З. Бирюкова в Ялте: [Путеводитель] / А.И. Бирюкова, В.Д. Войцех, В.Б. Зубкова, Н.И. Кривощекова. – Симферополь.: Таврия, 1983. – 76с.
  • Буркова, Инесса Емельяновна. «Я – должен!» / Инесса Емельяновна Буркова. – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 272с.
  • Соловьева, Нина Алексеевна. Николай Бирюков. Очерк жизни и творчества / Нина Алексеевна Соловьева, Василий Васильевич Шахов. – Киев.: Лыбидь, 1991. – 238с.
И материалы сайтов:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Бирюков,_Николай_Зотович
  • http://www.mosoblpress.ru/oreh/show.shtml?d_id=147222
  • http://www.mosoblpress.ru/svoyagazeta/show.shtml?d_id=177567
  • http://www.yalta-gs.gov.ua/ru/travelling/sight/yaltmuseum/yaltmusey/
  • http://www.molodguard.ru/heroes32.htm#gl1
  • http://lyrica.crimea.edu/me/yalt.html
  • http://www.moepreodolenie.ru/content/view/28/60/index.html

5661.jpg
Вишнякова Света

Сегодня имя Светланы Вишняковой из далекого Ачинска известно довольно широко благодаря своим куклам ручной работы. Она - лауреат многочисленных городских и краевых выставок, Суриковский стипендиат. В 1998 году ее имя внесено в список ЮНЕСКО "Миллион самых одаренных детей планеты".
Девочка, которой в детстве поставили диагноз "необучаемая", дарит миру кукол потрясающей красоты. В два года Светлане вынесли этот зловещий приговор – ДЦП, положение усугублялось тем, что девочка очень плохо слышала. Двери школы были для нее закрыты, общение со сверстниками практически сведено к нулю. И так бы и пребывала Света в отведенной ей медиками роли, но, к счастью, повезло девочке на хороших и неравнодушных людей. Они не только заметили Светланину тягу к изготовлению кукол, не только помогли ей развить и усовершенствовать свое мастерство, но и вытащили ее из этого ужасного порочного круга «необучаемого» одиночества. Вначале брат, который хорошо рисовал, заметил интерес сестры и стал рисовать для нее эскизы. И девочка, преодолевая все тяготы, приспосабливалась к работе одной левой рукой, так как правая неразвитая рука могла в лучшем случае лишь немного помочь ей, придерживая материал. Сколько радости было в семье, когда первые Светины куклы поселились у нее на столе!
Затем был следующий шаг – кружок «Мягкая игрушка», который по счастливому совпадению работал в том же доме, где жили Вишняковы.
Но главным днем своей жизни Света считает тот день, когда мама привела ее в детский центр народного творчества «Берегиня» к мастеру-педагогу Татьяне Ивановне Мартыновой. Как же трудно было вначале: ведь Света не знала ни одной буквы, слухового аппарата у нее тогда не было, ее речь была очень неразборчива. Как вспоминает сама Татьяна Ивановна: «Скудный словарный запас затруднял общение, но у Светы ярко, отчетливо выражена познавательная потребность, без которой немыслимо развитие способностей. Эта потребность выражается в поисках новых знаний, несмотря на то, что она не умеет читать и писать». Во время практических занятий в «Берегине» шли непрекращающиеся попытки научить Свету говорить, каждая новая озвученная буква встречалась детским коллективом с восторгом, а когда были освоены труднопроизносимые «Ж» и «Щ», дети буквально вопили от восторга.
Светины куклы – произведение искусства, смотреть на них, а тем более держать в руках, необыкновенная радость. По какому-то неведомому наитию мастерица создает настоящие исторические образы. Каждая деталь продумана до мелочей, ничего лишнего. Даже пальчики на ногах у кукол становятся изящными. Иногда незавершенная работа может пролежать месяцами, пока Света не подберет нужную бусинку, тесемочку, лоскуток нужного цвета. Но для самой девочки ее куклы значат несравненно больше, ведь для нее они – способ постижения мира.

Раскрытию темы поможет литература:
  • Ленская, Елена. Света Вишнякова и ее куклы / Елена Ленская // Лица Сибири. – 2004. - №1. – С.10 – 15
И материалы сайта:
  • http://sveta.newslab.ru/dolls.aspx

5662.jpg
Гампер Галина Сергеевна Род. 1940г.

«Тьме наступающей, тьме и небытию Всей немощью я противостою».
Г.С. Гампер


Стихи Галины Сергеевны Гампер с одной стороны очень тонкие, очень искрение, очень трогательные в своей какой-то незащищенности. С другой стороны они философичны и наполнены такой неукротимой жаждой жизни и мудрым оптимизмом, что отказываешься верить в то, что их автор практически всю свою жизнь лишена возможности передвигаться без помощи инвалидного кресла.
О себе Галина Сергеевна пишет крайне мало и скупо, в основном ее рассказ о поэзии, наставниках и собратьях по перу. Но ведь стихи настоящего поэта могут сказать о нем значительно больше, чем сам автор. Галина Гампер родилась в предвоенном Павловске, заочно закончила английское отделение филфака ЛГУ. О том, как начиналась ее поэтическая деятельность Галина Сергеевна вспоминает так: «Первое стихотворение я написала на спор со своим приятелем, было нам тогда по одиннадцати лет. То есть начались стихи как бы волевым актом, продлилось бы так и впредь, ан нет. Они стали заходить, когда им заблагорассудится, чаще ночью, и тогда я в блаженном бреду сочиняла и переделывала, доводила до того совершенства, на которое была способна».
Большую роль в становлении Галины Гампер как поэта сыграло общение со Львом Савельевичем Друскиным, с которым их роднила не только поэзия, но и схожесть судеб – перенесший в детстве полиомиелит Друскин перемещался только в кресле-коляске. А Глеб Сергеевич Семенов, учитель почти всех ленинградских поэтов-шестидесятников, стал для нее не только наставником. Он перенес многие занятия литобъединения прямо в ее квартиру, что не только ввело молодую поэтессу в литературный круг, но и положило конец ее одиночеству, «стены разомкнулись».
Одаренная натура Галины находила выход не только в поэзии - в ранней юности она страстно увлекалась живописью и рисованием. И вновь на ее пути оказался замечательный педагог, заведующий сектором изобразительного искусства в городском дворце творчества Соломон Давидович Левин. По словам самой поэтессы: «Если бы не трудности с передвижением, уж очень несовместимые с жизнью художника, наверное, это и стало бы моей профессией, но когда я с молодой горячностью решила навсегда бросить кисти и краски, спасительным кругом оказалась поэзия.
"Опять ко мне, стихи, стихи -
Моя кочующая пристань.
Как эти заводи тихи,
Как эти чайки голосисты,

позвала я, и стихи, действительно, вернулись, не дав потонуть в безнадежности будней. Смею надеяться, что привычка смотреть и видеть не прошла даром - обогатила мою словесную палитру».
И действительно словесная палитра поэтессы сочетает в себе казалось бы не сочетаемые вещи: жёсткое и нежное, трагическое и восторженное, глубинно-серьёзное и ироничное...
Первая книга вышла у Галины Гампер, когда ей исполнилось 25 лет. С тех пор ей удалось издать шесть стихотворных сборников, роман о жизни и творчестве английского поэта Перси Биши Шелли, книгу переводов его стихов. За всю ее долгую творческую жизнь вышло огромное количество публикаций стихов поэтессы в литературных журналах, стихов оригинальных и переводных, в частности ее любимого поэта Джона Китса.
Какое счастье, что мы можем прикоснуться к чудесному поэтическому миру Галины Сергеевны Гампер, попасть под обаяние ее личности, а в трудную минуту своей жизни перечесть ее стихотворение и жить дальше:

Когда опустошит великий ветер
твой дом и сад, когда погибнут дети,
поляжет скот, и погорят хлеба,
и, головою покачав, судьба
сама своих деяний убоится,
и тонко в небе затоскует птица
по шаткому гнезду, кусту сирени
по теплым трубам человечьих крыш...
Поверженный, в чем ты найдешь опору,
не дав угаснуть разуму и взору?
Как устоишь?
А ты ведь устоишь.

В раскрытии темы поможет литература:
  • Гампер, Г. Вещие вещи / Галина Гампер // Нева. - 2006. - № 6. - С. 251-252. - (Родом из детства) (Седьмая тетрадь)
  • Воспоминания о детстве, проведенном в больницах, и о подаренной на день рождения кукле.
  • Губайловский, В. Глубина неподвижности: [Рецензия] / В. Губайловский // Новый мир. – 2003. - №12. – С.181-185
  • Зубова, Л. "Естественно, а как иначе...": [Рецензия] / Л. Зубова // Знамя. - 2004. - № 5. - С. 217-219
  • Нелин, И. Биография души : О поэзии Галины Гампер / И. Нелин // Звезда. - 2003. - №7. - С.208-212
  • Пикач, А. "Сохранить бы внутри себя свет...": [Рецензия] / А. Пикач // Нева .- 1998. - №11. - С.206-209
И материалы сайтов:
  • http://www.netslova.ru/kagan/gamper.html
  • http://magazines.russ.ru/znamia/2004/5/zub17.html
  • http://exlibris.ng.ru/poetry/2009-08-06/6_gamper.html
  • http://www.lgz.ru/article/8970/

5663.jpg
Голобоков Геннадий Григорьевич (1935 - 1978)

"Плюс и минус. От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце
Абсолютная пустота..."
Г. Голобоков


Жил-был в деревне Малая Быковка одаренный мальчик Гена Голобоков, радовался жизни, писал стихи, рисовал, вырезал из дерева и лепил из глины. И, конечно же, как все его сверстники, мальчишки 40-х годов, страстно мечтал о космосе, о далеких и таких замечательных планетах. Вначале увлечение сводилось к чтению научной фантастики и журнала «Техника-молодежи», затем пришел черед более серьезной литературы по физике, астрономии, математике. Жизнь обещала так много, но один неудачный прыжок в реку с высокого берега поставил точку на всех мечтах и планах. Перелом позвоночника - врачи спасли ему жизнь, но приговор консилиума был однозначен: паралич, полная неподвижность, надежды на выздоровление нет. Можете представить себе отчаяние мальчишки - все, что было доступно еще вчера, стало навсегда невозможным...
Но Геннадий сумел не впасть в отчаяние и стал методично и упорно создавать для себя свой мир, в котором нашлось бы место для мечты и творчества. Примерами парализованного юноши стали люди, силой человеческого духа победившие болезнь и немощь - летчик, летавший без ног, слепой парализованный писатель, солдат, восстановивший подвижность руки с перебитым нервом...
Ежедневное, предельное напряжение всех сил: специально разработанная Геннадием гимнастика, многочасовые попытки рисовать снова и снова, упражнения в концентрации, чтение, работа над собой. Через несколько лет парень научился ограниченно двигать руками. И это была огромная победа! Мать грунтовала для него метровые холсты, которые он ставил себе на грудь, и лежа начинал писать, зажав кисть между навсегда судорожно сжатыми пальцами. Геннадий едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно "вверх ногами". Геннадий научился видеть картину в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: "Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой". Иногда мелкие детали прописывал, зажав кисть зубами. Первые картины были до боли неудачными, но он продолжал работать.
Судьба отняла у него все, кроме мужества, воли и таланта, развитию которых, как был уверен Геннадий Григорьевич Голобоков, нет предела. Через 6 лет, в 1958 году, Геннадий заканчивает живописное отделение Заочного народного университета искусств в Москве, начинает участвовать во всесоюзных выставках самодеятельных художников, соревнуясь со здоровыми людьми. Темы живописи Голобокова многообразны, он пишет портреты и сюжетные картины, но постепенно основной и главной темой его творчества становится космическая эпопея. Мы не увидим на его «космических» картинах захватывающих инопланетных пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Художника, прежде всего, интересует подвиг человека – покорителя космоса, его сыновья неразрывная связь с родной Землей. Это видно даже из названий его картин: «Земля и Космос», «Труженики космоса», «Прощание» и т.д. Так проходит 10 лет, в 1967 году он становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Никто из жюри не знал про то, что Геннадий Голобоков практически полностью парализованный инвалид 1-й группы: на этом настаивал сам художник, он не хотел никаких скидок себе, никакой жалости. А еще через семь лет к нему пришло всесоюзное и всемирное признание. Трудно представить, какой ценой достались ему эти победы.
Пробовал Геннадий Григорьевич свои силы и в поэзии. Стихи его неоднократно печатались в научно-технических журналах и коллективных сборниках. А в 1986 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый и единственный уже посмертный поэтический сборник Геннадия Григорьевича Голобокова «Последняя высота».
Он умер внезапно с карандашом в руках 17 мая 1978 года. Остались около 200 работ, которые парализованный художник написал за 26 лет, сотни рисунков и набросков и еще стихи... Но мы обязаны сохранить в памяти и главное произведение этого человека - сделанную им жизнь. И в заключение вслушаемся в слова Геннадия Голобокова:

«Вовек не променяю долю
И жизнь, и смерть до дна испить...
Ведь если жить своей лишь болью,
То есть ли смысл на свете жить?»


Раскрытию темы поможет литература:
  • Алябьев, В. Через тернии к звездам!: Знакомьтесь поэт и художник Геннадий Голобоков / В. Алябьев // Техника-молодежи. - 1979. - № 8. - С. 8-9
  • Дмитриев, В. Пожизненное мужество Таланта / В. Дмитриев // Техника-молодежи.- 1978.- № 10. - С. 45-47 • Панов, И. Во имя Человека / И. Панов // Техника-молодежи. - 1976. - № 11. - С. 8-9
И материалы сайтов:
  • http://artmusbal.ru/index.php?name=Pages&pid=43
  • http://www.frontier.net.ua/2009/12/golobokov/
  • http://magnus-z.livejournal.com/44991.html
  • http://fandom.rusf.ru/about_fan/golobokov_1.htm
  • http://cultbalakovo.ru/ludi/golobokov-gennadii-1.html

5664.jpg
Жадовская Юлия Валериановна (1824 – 1883)

"Не зови меня бесстрастной,
И холодной не зови, -
У меня в душе немало
И страданий, и любви"
Жадовская Ю.В.


В 1824 году в селе Субботине Ярославской губернии в семье дворянина, председателя Ярославской палаты гражданского суда В. Жадовского родилась дочь Юлия. Рождение долгожданного ребенка принесло семье не только радость, но и огорчение: девочка родилась с плохим зрением, без левой руки и с тремя пальцами на правой укороченной ручке. А на четвертом году она осталась еще и сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание бабушке Н.Л. Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития. Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением. В 1840 г. она вернулась в Ярославль к отцу, который решил дать ей хорошее домашнее образование. В качестве домашнего учителя он пригласил молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Петра Мироновича Перевлесского. Преподаватель был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Многие первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Николай Александрович Добролюбов. Тайно от ученицы П.М. Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в "Москвитянине". Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, отец Юлии и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где тот впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.
А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви. Долго залечивалась огромная душевная рана Юлии. Ее переживания нашли широкое отражение в лирическом цикле о любви. Стихотворения «Ты скоро меня позабудешь», «Я, все еще его, безумная, люблю», «Взгляд», «Прощай», «Никто не виноват», «Признание», «Да, я вижу - безумство то было» обращены к Перевлесскому. Два первых, положенные на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой и Александром Сергеевичем Даргомыжским, стали известными романсами. Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратив сил и бодрости духа».
Отец, наконец признавший талант своей дочери, и чувствуя вину за то, что не дал состояться ее личному счастью, стал всячески способствовать ее поэтическим занятиям. Мало того, что он выписывает для нее все новинки литературы, он несмотря на ограниченные средства, везет Юлию Валериановну в Москву и Петербург, где она имеет возможность познакомиться с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Петром Андреевичем Вяземским, Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, Михаилом Петровичем Погодиным и другими известными писателями. Отзывы о стихах поэтессы были весьма доброжелательными, но некоторые критики революционно-демократического толка, советовали ей избавиться от романтизма и отвлеченности и обратиться к проблемам жизни, в частности к положению женщины в обществе. Не без воздействия этих советов, а также общих настроений эпохи Ю.В. Жадовская решила попробовать себя в прозе. В своих повестях и романах она пыталась представить различные типы женских характеров в их столкновении с окружающей действительностью. Романы «В стороне от большого света», «Женская история»; повести «Простой случай», «Переписка», «Отсталая» и другие посвящены проблемам любви, брака, женской эмансипации. Однако в прозе ей не удалось подняться до уровня своих поэтических произведений, лучшие из которых до сих пор любимы читателями.
Целеустремленный, направленный на преодоление трудностей, созидающий характер Юлии Валериановны проявился и в тот переиод ее жизни, когда она отошла от литературной деятельности. В 1862 году Жадовская выходит замуж за пожилого, обремененного болезнями вдовца доктора К.И. Севена, оставшегося с большой семьей. Пять лет она самоотверженно ухаживает за тяжело больным отцом и мужем. После их смерти в 1870 г. Жадовская переезжает в свое имение Толстиково, где всецело отдается воспитанию детей и устройству их будущего.
Всей своею жизнью, творчеством, заботой о близких людях Юлия Валериановна Жадовская всегда утвердительно отвечала на вопрос: может ли сила духа победить обстоятельства жизни?

Раскрытию темы поможет литература:
  • Благово, Валерий Александрович. Поэзия и личность Ю. В. Жадовской / В. А. Благово. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1981. – 158с.
  • Жадовская, Ю. В. В стороне от большого света. Отсталая [роман в 3-х частях, повесть] /Ю.В. Жадовская. - М.: Планета, 1993. - 368с.
  • Жадовская, Ю.В. Избранные стихотворения / Ю.В. Жадовская. – Ярославль.: Ярославское книжное издательство,1958. - 159с.
И материалы сайтов:
  • http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/zhadowska/
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29259/
  • http://www.hrono.ru/biograf/bio_zh/zhadovskaya.html
  • http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post114741546/
  • http://www.voi.port33.ru/e107_plugins/content/content.php?content.7
  • http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=42060

5665.jpg
Киселева Людмила Георгиевна
Род. 1942г.

«Жить надо весело - мы умрем под тяжестью
жизни, если не будем шутить»
Л.Г. Киселева


Людмила Георгиевна Киселева родилась в 1942 году в Подмосковье. Она - художник, журналист, общественный деятель, член союза художников России, член союза журналистов России.
Будучи инвалидом детства, лишенная возможности самостоятельно передвигаться, она, тем не менее, сумела стать полноценным членом общества, обрела свое призвание в искусстве и журналистике, стала широко известна своими графическими работами и рисунками, публикациями в местной и центральной прессе. Людмила Киселева окончила Народный университет искусств им. Н.К. Крупской, факультет рисунка и живописи. Она участница многочисленных выставок, автор многих статей, очерков и эссе.
Многие знают ее поэтичные и проникновенные графические листы, не подозревая о том, что у автора этих светлых рисунков миопатия, то есть прогрессирующее отмирание мышечной ткани, неизбежно приводящее к полной неподвижности. О своем творчестве Людмила Георгиевна пишет так: «И если кто–то про меня скажет "талант", когда увидит рисунки, то это ко мне не относится. Если Бог дал мне талант, то это интерес к людям, жажду преобразовывать в их душах уныние в радость, безнадёжность – в надежду и веру. Для этого и рисование, и писание. Если бы знала, что людям это не нужно, перестала бы и рисовать, и писать, ибо для себя – не интересно».
В конце 80-х Киселева перестала заниматься графикой, так как посчитала, что исчерпала себя как художник. Трагедией это для нее не стало – просто начался новый период жизни этой замечательной женщины. Она сердцем почувствовала, что от нее нужно людям - и взяла на свои плечи заботу о самых беззащитных, самых обездоленных членах нашего общества — детях-инвалидах, детях-сиротах. Людмила Георгиевна Киселева организовала боровский филиал Центра адаптации детей-сирот и инвалидов и несет о нем попечение. Последние семь лет Л.Г. Киселева может только лежать, у нее осталась подвижной лишь кисть правой руки. Как она сказала в интервью журналистке Наталье Черновой: «Этого вполне достаточно, чтобы крутить телефонный диск, названивая в поисках денег». Добытые деньги идут и на лечение детей-инвалидов, и на летний отдых вместе с матерями, и на поездки. Людмила Георгиевна уверена, что дефицит радости в детстве может сломать ребенку судьбу, поэтому деньги на поездки собирает с тем же напором, что и на лечение детям. Людмила Георгиевна делает все для улучшения жизнеобеспечения своих подопечных, для развития творческого потенциала детей. Работая совместно с Боровским центром социальной педагогики, она ежедневно занимается насущными проблемами детских домов, детей-сирот и многим другим.
А еще Людмила Георгиевна работает над книгой-пособием для инвалидов: « Что я буду делать, когда умрет мама». С простыми и ясными рекомендациями что и как делать человеку, чтобы преодолеть свалившееся на него горе и по мере возможности избежать дома инвалидов, попытавшись самому справиться со сложностями предстоящей одинокой жизни.
Людмила Георгиевна очень много сделала для своего родного города. Она инициатор многих и многих начинаний: сохранение памятников истории и культуры Боровска; создание музея народного творчества и картинной галереи. Киселева приложила много усилий, чтобы привлечь внимание к Боровско-Пафнутьевскому монастырю и богатой истории города. Многие боровчане считают ее своим духовным наставником.
Только этого далеко не полного перечня сделанных Киселевой дел достаточно, чтобы остро прочувствовать - далеко не у каждого здорового человека хватит на них физических и душевных сил. Творчество и общественная деятельность Людмилы Георгиевны Киселевой оказали и оказывают огромное влияние на духовную жизнь многих и многих россиян. Она удостоена ордена "За заслуги перед Отечеством".
«Если не можешь передвигаться,
- любит говорить Людмила Георгиевна, - надо научиться вращать мир вокруг себя. Важно, какую при этом ставишь цель».

Раскрытию темы поможет литература:
  • Никишин, Геннадий. Когда трудно, ищи того, кому еще труднее / Геннадий Никишин // Русский инвалид. – 2010. - № 3-4. – С. 9.
  • Бровкина, Марина. Графика счастья / Марина Бровкина // Российская газета. –– 2006. – 31 марта. - №4031
  • Санина, Капитолина Ефимовна. Память лет минувших : воспоминания [о коренных боровчанах] / К.Е. Санина. – Боровск.: Б/и, 2006. – 225с.
  • Овчинников, Владимир. Боровск в живописи и поэзии / Владимир Овчинников. – Калуга.: Золотая аллея, 2003. – 190с.
  • Пыжикова, Т.М. Напряжение / Т.М. Пыжикова; предисловие К.Ковальджи. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 103с. (Наедине с самим собой)
Повесть о художнице Людмиле Киселевой, ее творчестве, размышлениях о жизни, о способности «сделать себя», находясь в тяжелейшей ситуации.

И материалы сайтов:
  • http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post89092872/
  • http://www.rg.ru/2006/03/31/grafika.html
  • http://www.rusfond.ru/thank.html?date=20060701&id=1276
  • http://www.novayagazeta.ru/data/2007/47/12.
  • html http://pararam.blogi.by/2009/03/31/189/

5666.jpg
Норов Авраам Сергеевич
(1795 – 1869)

«Я день и ночь с пером своим...»
А. С. Норов


Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 года в дворянской семье. Получил домашнее образование. С 1807 года учился в Благородном пансионе при Московском университете, который не закончил. С первых дней участвовал в Отечественной войне 1812 года в составе 1-й Западной армии. В Бородинском сражении прапорщик Норов, командуя полубатареей из двух пушек, защищавших Багратионовы флеши, потерял ногу. Для семнадцатилетнего юноши это был тяжелейший удар судьбы, но он не оставил военную службу и только в 1823 году, уже в звании полковника, перешёл на гражданскую службу. Занимал разнообразные должности по различным ведомствам. Например, в течение пяти лет А.С.Норов был министром народного просвещения. При нём возросло количество студентов в вузах, была расширена программа преподавания по древним языкам, восстановлена практика командирования молодых учёных за границу.
Все свободное время Норов отдавал литературе и истории, влечение к которым он испытывал с самого детства. Он много писал в стихах и в прозе. Ещё в 1816 году были опубликованы его первые переводы из Вергилия и Горация, а позднее переводы с подлинников из Анакреона и из классической итальянской поэзии: Франческо Петрарка, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо. Авраам Сергеевич Норов был полиглотом - он владел английским, французским, немецким, испанским, итальянским языками. Знал некоторые славянские языки (чешский и лужицкий), латынь, древнегреческий, арабский, а также древнееврейский языки.
А. С. Норов был вхож в литературные салоны Москвы и Санкт-Петербурга, печатался в журналах и альманахах. Был дружен с ведущими литераторами: Василием Андреевичем Жуковским, Орестом Михайловичем Сомовым, Иваном Ивановичем Дмитриевым, Петром Андреевичем Вяземским и другими.
В 1818 году Авраам Сергеевич был принят в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, а в 1819 году — в Общество любителей российской словесности. На заседаниях Вольного общества он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, общение с которым продолжалось в течение всей жизни последнего. Александр Сергеевич, во время работы над «Историей Пугачёва» пользовавшийся библиотекой Норова для исторических изысканий, был явно расположен к нему, обращаясь в письмах на «ты» и со словами «любезный полковник», «учёнейший собеседник», «честный человек, отличающийся благородством и душевной теплотой».
Трудно представить, но Норов, презрев все тяготы путевых передвижений своего времени, предпринял ряд грандиозных путешествий, результатом которых стало множество путевых заметок, художественная и научная ценность которых сохранилась до наших дней. Свое первое заграничное путешествие Норов совершил, посетив Германию, Францию, Италию и Сицилию. О путевых впечатлениях он рассказал в ряде очерков и стихотворений.
В 1834 году А. С. Норов отправляется как паломник-исследователь в путешествие на Святую Землю «для поклонения Гробу Господню». Он побывал в Палестине, Малой Азии и Иерусалиме. При изучении и описании Палестины и окружающих её стран Авраам Сергеевич руководствовался, с одной стороны, текстом Библии, с другой, принимал во внимание открытия историков и филологов-ориенталистов. Он старался избегать описания тех мест, о которых уже имелись сведения других путешественников. Авраам Сергеевич одним из первых россиян совершил путешествие по Египту и Нубии, на парусном судне он проплыл весь Нил и исследовал Северный Судан. Учёный собрал ценный материал по географии, экономике и культуре населяющих эти страны народов. Результатом этого путешествия стали книги «Путешествие по Святой Земле в 1835 году» (1838) и «Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 гг.» В 1861 году Норов предпринял второе путешествие на Святую Землю, которое он описал в книге «Иерусалим и Синай. Записки второго путешествия на Восток», вышедшей в свет в 1879 году, уже после смерти автора, под редакцией Василий Николаевич Хитрово. Авраам Сергеевич Норов иллюстрировал свои дневники рисунками. Так, например, во время второго путешествия на Святую Землю, находясь в Александрии, он копировал в катакомбах фрески подземной христианской церкви.
После своих путешествий Авраам Сергеевич Норов проживал в родовом имении в Рязанской губернии, где и скончался в 1869 году. Поэт Петр Андреевич Вяземский откликнулся на смерть Норова строками:

«В нём и паломник был — сын веры и молитвы,
И отрок пламенный, как в день народной битвы».


В раскрытии темы поможет литература:
  • Господарик, Ю. Авраам Сергеевич Норов / Ю. Господарик // Высшее образование в России. - 2000. - № 2. - С.117 – 132
  • Дурылин, С. Русские писатели в отечественной войне 1812 года / С. Дурылин // Воин. - 1997. - №11.-С.65-74
  • Евдокимов, В. Хождения Авраама Норова / В. Евдокимов // Природа и человек (Свет). – 2007. - №2. - С. 46-48

И материалы сайтов:
  • http://palomnic.org/xm/history/puteshestvie_1835/guminski/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Норов,_Авраам_Сергеевич
  • http://www.rsl.ru/ru/s6/s43/d1290/

5667.jpg
Островский Николай Алексеевич
(1904 – 1936)


Николай Алексеевич Островский, пожалуй, самый известный и героический писатель своего времени. Главный роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь», в равной степени раскрывающий внутренний рост и становление главного героя и личность самого автора, пишущего свою почти автобиографическую книгу слепым и парализованным, были окружены не только официальным культом, но и совершенно искренней любовью и почитанием многих читателей. Трудно переоценить значение влияния феномена Островского на уже не первое поколение людей, читающих эту книгу. Знаменитый французский писатель Андре Жид в своей книге “Возвращение из СССР” так написал о своей встрече с Николаем Островским в 1936 году: “Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если бы мы были не в СССР, я бы сказал: “Это святой”. Религия не создала более прекрасного лица…Лишенная контакта с внешним миром, приземленности, душа Островского словно развилась ввысь ... только энтузиазм поддерживает в ослабевшем теле это готовое вот-вот погаснуть пламя”.
Будущий писатель родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии. Судьба Николая Островского была типичной судьбой «кухаркиных» детей (его отец был рабочим винокуренного завода, мать – кухаркой) – получив начальное образование, Николай с 14 лет работал и на кухне вокзального ресторана, и кубовщиком, и рабочим на складах, и подручным кочегаром на электростанции. В это время Николай сблизился с шепетовскими большевиками, во время немецкой оккупации 1918 года участвовал в подпольной деятельности, был связным ревкома. С тех пор вся жизнь Николая Островского, все мысли и логика его поступков были подчинены большевистской идее. Его революционный накал, упорство и целеустремленность в достижении цели не могут быть недооценены даже идеологическими противниками и людьми, ставящими себя вне каких-либо революционных коллизий. Таким он видел смысл своей жизни и так он жил.
20 июля 1919 Николай Островский вступил в комсомол, а уже в августе ушел на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Григория Ивановича Котовского и в 1-й Конной армии. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). После тяжелого шрапнельного ранения в спину в августе 1920 года Островский был демобилизован. И для него, едва оправившегося от ранения, открылась линия другого фронта – трудового, где каждая победа значила не меньше, чем победа на фронтах гражданской войны. И снова Николай пытался успеть сделать все по максимуму, будто хотел вместить всю свою жизнь в эти короткие сроки, так несправедливо отведенные ему судьбой. Он работал помощником электромонтера в главных Киевских мастерских, являлся секретарем комсомольской организации, учился в техникуме, по первому зову принял активное участие в ударном строительстве железнодорожной ветки-узкоколейки для подвоза дров в скованный холодом Киев.
Во время строительных работ Николай тяжело простудился, да ещё заразился тифом, что в сочетании с последствиями ранения было более чем серьезно. После этого Николай Островский некоторое время занимался комсомольской работой, но резко ухудшившееся состояние здоровья практически вывело его из строя.
И в 1927 году Николай Островский вновь в очередной раз оказался на линии фронта – болезнь окончательно приковала его к постели. Диагноз, прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, т.е. постепенное окостенение суставов, никакой надежды на улучшение не оставлял. Первый год своей неподвижности Островский вел партийно-комсомольский кружок на дому, заочно закончил «первый круг» комвуза. О самом себе Островский в то время писал: «Физически потерял почти все, остались только непотухающая энергия молодости и страстное желание быть чем-нибудь полезным…».
Спустя год, наполненный борьбой с изматывающей болью и отчаянием, Островский ослеп. Его «страстное желание быть чем-нибудь полезным» подтолкнуло его к созданию автобиографического романа «Повесть о «котовцах», рукопись кото
Просмотров: 812 | Добавил: beryou | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz